Прокрастинация: хорошо или плохо?

Все самые интересные люди, с которыми я знаком, ужасно любят откладывать дела. Так, может, это не всегда плохо?

Большинство авторов, писавших о прокрастинации, обычно поясняли, как ее победить. Но ведь, грубо говоря, это невозможно. Существует бесчисленное множество дел, которыми вы могли бы заниматься. Над чем бы вы ни работали, все остальные виды деятельности остаются без внимания. Поэтому важно выяснить не как избежать прокрастинации, а как научиться откладывать правильно.

В зависимости от того, что вы предпочитаете работе, выделяют три вида прокрастинации: можно ничем не заниматься (A), (B) сосредоточиться на чем-то менее или (C) более важном. Могу поспорить, последняя категория, определенно, относится к хорошей прокрастинации.

Именно так выглядят будни "рассеянного профессора", который забывает побриться, поесть или, возможно, даже не смотрит, куда идет, обдумывая какой-нибудь важный вопрос. Его мозг не занят решением повседневных задач, потому что слишком увлечен совершенно другими процессами.

Потому-то все самые яркие личности, с которыми я знаком, и любят откладывать дела. Они прокрастинаторы третьего типа: переключаются с мелких задач на более серьезные. 

Что же это за "мелкие задачи?" Грубо говоря, речь идет о работе, которую вряд ли упомянут в вашем некрологе. Да, сходу трудно сказать, что станет вашим главным достижением (будет ли это шедевр на стенах шумерского храма или детективный триллер, написанный под вымышленным псевдонимом), но есть целая группа задач, которые можно с легкостью исключить: бритье, стирка, уборка дома, составление благодарственных писем — в общем, так, беготня.

Хорошая прокрастинация предполагает, что вы не размениваетесь по мелочам, а действительно работаете.

Звучит отлично, по крайней мере, в целом. Те, кому выгодно, чтобы вы выполняли всевозможные поручения, вряд ли со мной согласятся. Но, если вы хотите сделать что-нибудь стоящее, видимо, придется кое-кого и позлить. Даже самые сговорчивые люди оказываются весьма жесткими, когда им нужно сконцентрироваться на серьезной работе, а не бегать с чужими поручениями.

Да, необходимость в некоторых задачах, например, ответах на письма, отпадает, как только вы начинаете их игнорировать (правда, так можно потерять друзей). Другие же вопросы, вроде ухода за газоном или уплаты налогов, только усугубляются, если затягивать с их решением. По сути, просто отложить вторую категорию задач на потом не получится. В итоге вам все равно придется с ними разобраться. Почему бы в таком случае не сделать это сейчас (тот же вопрос появляется на страницах уведомлений о просроченных платежах и т. п.)?

Мы умудряемся откладывать на потом даже такие дела, потому что для серьезной работы необходимо два условия, которые не имеют значения в случае с мелкими задачами: много времени и соответствующее настроение. Если вы загорелись каким-то проектом, возможно, правильнее всего будет как раз поработать над ним несколько дней, забыв о других планах. Да, скорее всего, придется потратить больше времени, чтобы уладить ранее заброшенные дела, когда вы, наконец, сможете к ним вернуться. Но ведь эти несколько дней были такими продуктивными, раз вам удалось в итоге проделать огромную работу.

По сути, вопрос не только в степени важности проекта, но и в том, с какой деятельностью мы имеем дело. Бывает работа, которую можно выполнить, только уделив ей много времени, ни на что не отвлекаясь, следуя зову вдохновения, а не просто посвящая ей минутку-другую, выкроенную из загруженного расписания, пусть и ежедневно. Практика показывает, что так оно и есть. Вспоминая знакомых, у которых получилось сделать что-то стоящее, я с трудом могу представить, чтобы они сидели и аккуратненько вычеркивали пункт за пунктом из предварительно составленного плана. Так и вижу, как они в очередной раз на ночь глядя пробираются в кабинет, чтобы поработать над новой идеей.

И, наоборот, принуждая человека планомерно выполнять те или иные поручения, вы автоматически снижаете продуктивность его работы. Причем отрывая кого-то, вы не просто тратите время, необходимое на выполнение конкретного задания; и у вас, и у того, кому предназначено поручение, остается в 2 раза меньше времени на всевозможные дела. Возможно, именно из-за того, что вы несколько раз за день отвлекли человека, он и вовсе не сможет сконцентрироваться на серьезных задачах.

Я много размышлял, почему стартапы продуктивнее всего в самом начале, когда над ними трудится всего пара человек в обычной квартире. Видимо, потому, что их еще никто не отвлекает. Теоретически, хорошо, когда в итоге у создателей проекта накапливается достаточно средств, чтобы нанять тех, кто будет выполнять за них часть работы. Но лучше пусть у вас будет слишком много дел, чем вас станут отвлекать. Как только в стартап вливаются обычные офисные сотрудники — в том числе прокрастинаторы типа B — вся компания начинает функционировать, согласно заданной ими частоте. Их постоянно отвлекают, а, значит, вам грозит та же участь.

Мелкие задачи моментально разрушают целые проекты, и многие этим пользуются. К примеру, только вы решили написать роман, как тут же понадобилось срочно убрать дома. Если человек не смог написать роман, это не значит, что он целыми днями безуспешно сидел, положив перед собой пустой лист бумаги, на котором так и не появилось ни строчки. Нет, он кормил кота, ездил по магазинам в поиске каких-то деталей интерьера, общался с друзьями за чашечкой кофе, проверял электронную почту. "У меня нет времени на работу", - заметит он. И ведь времени, действительно, нет: тут уж он явно постарался.

(Некоторые уверяют, что у них нет подходящего рабочего места. А вы посмотрите, в каких порой ужасных условиях работали известные люди).

Я и сам нередко ссылался то на первое, то на второе. За последние 20 лет я узнал много хитростей, с помощью которых могу заставить себя работать, но даже сейчас это не всегда получается. Бывают дни, когда я проделываю огромную работу. Или же, наоборот, трачу сутки напролет на всякие мелкие дела. И я знаю, что обычно сам в этом виноват: я позволяю беготне занять весь мой день, чтобы только не заниматься решением серьезных задач.

Опаснее всего скрытая, неосознанная прокрастинация типа B, ведь в этом случае вы просто не считаете ее прокрастинацией. Вы, вроде, "что-то делаете". Только вот занимаетесь не тем, чем нужно.

Когда речь идет о прокрастинации, сосредоточиться исключительно на вычеркивании дел из составленного списка не просто недостаточно, так вы лишь вводите себя в заблуждение, если перечисленные пункты уже сами по себе не являются яркими примерами прокрастинации типа B. По сути, именно так и бывает. Причем практически у всех. Если вы не работаете над самым существенным из возможных проектов, получается, что вы запускаете механизм прокрастинации по типу B, и при этом неважно, что успеваете сделать.

В своей известной статье «Вы и ваши исследования» (которую я рекомендую прочесть всем целеустремленным людям, независимо от сферы их деятельности) Ричард Хэмминг советует проверять себя тремя вопросами:

1.            Какие самые важные задачи в вашей сфере деятельности?

2.            Вы над ними работаете?

3.            Почему не работаете?

Об этом Ричард Хэмминг начал задумываться, еще работая в Bell Labs. Фактически, всем сотрудникам этой компании стоило бы потрудиться над основными задачами, входящими в их компетенцию. Да, далеко не все могут оставить одинаковый след в истории; как знать; но ведь всегда есть проекты, которые вам под силу. А потому в самом общем виде упражнение, предложенное Хэммингом, сводится к одной фразе:

Над каким самым лучшим проектом вы могли бы работать и почему вы этого не делаете?

Большинство из нас избегает ответа на этот вопрос. Я и сам не хочу признаваться; да, я его вижу, но тут же спешу перейти к другому предложению. В свое время Хэмминг решил поинтересоваться, что скажут его коллеги, только эта идея им совсем не понравилась. А ведь любой целеустремленный человек обязан определиться с ответом на данный вопрос.

Проблема в том, что так вы можете поймать действительно крупную рыбу. Для того, чтобы заниматься серьезным делом, мало найти хороший проект. Как только он появился, важно заставить себя над ним поработать, а это совсем не просто. Чем сложнее задача, тем труднее приниматься за дело.

Да, мы не спешим решать конкретные проблемы, если процесс не приносит ни малейшего удовольствия. Особенно часто заниматься нелюбимым делом приходится молодым людям – потому что так можно кого-то впечатлить или потому что им это поручили. Большинство выпускников вынуждено работать над серьезными задачами, которые им не нравятся, а потому окончание ВУЗа - практически синоним прокрастинации.

Но даже когда вам нравится то, чем вы занимаетесь, всегда проще уделить внимание мелким вопросам, вместо того, чтобы сосредоточиться на более существенных. Почему? Из-за чего так сложно приниматься за решение серьезных проблем? Среди прочего, потому, что в ближайшем будущем ни о каком вознаграждении за проделанную работу не может быть и речи. Если это проект на один-два дня, довольно быстро появляется ощущение выполненного долга. Если же результаты ожидаются еще очень нескоро, они нередко кажутся и вовсе нереальными.

Кроме того, как ни странно, мы не любим браться за большие проекты, боясь потратить на них слишком много времени. А что если идея не сработает? Тогда все время, которое вы ей уделили, было потрачено зря. (По сути, это маловероятно, так как участие в крупных проектах – это, как правило, очень ценный опыт).

Но основная проблема с решением серьезных задач отнюдь не сводится к отсутствию моментальной отдачи или к тому, что они требуют очень много времени, ведь так все было бы не страшнее, чем навестить родственников жены. Все гораздо сложнее. Большие проблемы пугают. Необходимость их решать причиняет практически физическую боль. Создается ощущение, что к воображению подключили пылесос. Все первоначальные идеи вдруг исчезают, а новые не появляются, и при этом пылесос продолжает работать.

Нельзя хвататься за серьезные задачи напрямую, нужно искать обходные пути. Правда, важно скорректировать угол наступления: так, чтобы, взявшись непосредственно за дело, вы испытали некоторый восторг, но не до такой степени, когда восхищение парализует. Можно изменить курс по ходу событий, подобно тому, как плывущий на полном ходу парусник уже не сопротивляется ветру.

Так как же перестать откладывать важные дела? Если вы хотите заниматься чем-то стоящим, придется научиться заставлять себя работать. Либо сосредоточиться на небольших задачах, которые могут вырасти во что-то большее, либо планомерно трудиться над крупными проектами, либо найти единомышленников, готовых разделить соответствующую моральную нагрузку. Идти на подобные уловки не значит проявлять слабость. Самые внушительные проекты развивались именно так.

Поговорив с теми, кому удалось прославиться благодаря крупным проектам, я выяснил, что все они закрывали глаза на мелкие дела, хотя и чувствовали себя виноватыми из-за этого. Не думаю, что им стоит себя винить. Работы всегда больше, чем вы можете осилить. Поэтому, если вы делаете все, что в ваших силах, придется, в любом случае, отказаться от многих незначительных задач. Думаю, странно переживать по этому поводу.

На мой взгляд, "победить" прокрастинацию можно только в том случае, когда вами движет наслаждение тем, чем вы занимаетесь, а не какой-то составленный список дел. Посвятите себя амбициозному проекту, который действительно принесет удовольствие, держитесь как можно чаще по ветру, и вы поймете, на какие мелкие задачи можно закрыть глаза.

Пол Грэхэм