5 причин не обращаться к психологу и не участвовать в вебинарах
Сложности с принятием психологической помощи
Наверное, только ленивый не написал о том, как в России сложно с восприятием психотерапии как явления и психотерапевтов лично. Чего только не наслушаешься и не начитаешься, изучая вопрос. И что это нужно только больным, и «Фрейда нам не надо», и про причуды богатых людей … Если вкратце – у большинства нет ни малейшего представления, что такое психотерапия, кто ее «целевая аудитория» и каковы ее цели. Но есть набор стереотипов и страхов на тему.
И мне бы хотелось немного изменить ситуацию, взяв для примера несколько самых распространенных убеждений, мешающих правильно воспринимать психотерапию. Или заставляющих думать, что она – для кого-то другого.
Не буду много говорить об отличиях психолога, психотерапевта, психоаналитика и психиатра. Достаточно того, что если речь идет о проблемах, которые ухудшают качество жизни, но оставляют личность в пределах нормы, скорее всего, вам нужен психотерапевт. На том, что норма – понятие размытое, акцент делать не будем. :)
Но вот убеждения, на которых я хочу остановиться подробнее:
- все свои проблемы человек должен решать сам;
- любые трудности можно обсудить с друзьями;
- найти хорошего специалиста почти невозможно, а риск слишком велик;
- к психологам обращаются только в случае очень серьезных проблем;
- работая с психологом, можно стать зависимым от него.
Давайте поговорим об этом. :) И в частности о том, что входит в задачи психологической помощи.
1. Никогда и ничего не просите
При всем уважении к Булгакову – не могу согласиться. Хотя, возможно, все дело в том, кто именно это говорил…
Уверенность, что со всем нужно справляться самому, может стать главным врагом человека. И вот почему я считаю это настоящей проблемой.
Полной независимости не существует. Каждый миг своей жизни мы подвержены влиянию окружения – всех его видов. На нас воздействуют коллеги, друзья и знакомые, музыка, которую мы слушаем, реклама, кино, даже еда, которую мы едим, и погода на улице. Ни в один миг своей жизни вы не отделены от обстоятельств.
Независимость – иллюзия особенно опасная, когда мы пытаемся самостоятельно решить проблемы, созданные другими. А ведь большинство наших психологических сложностей сформированы именно окружающими – чаще всего нашими родителями в период, когда мы наиболее уязвимы – в детстве.
И теперь мы надеемся самостоятельно разрешить трудности, которые очень серьезны и давно стали частью нашей личности. Психика пластична и приспосабливается буквально ко всему. И травмы, особенно детские и глубокие, становятся не просто частью нас – мы воспринимаем их как норму, порой не подозревая, что можно жить по-другому.
Мы судим о проблеме, привлекая ее же. И решать ее самостоятельно – значит пытаться, как Мюнхгаузен, самому вытащить себя из болота. Иногда это необходимо – делать сверхусилие и тащить себя – к новой жизни или свершениям. Но чаще всего мы нуждаемся в содействии со стороны.
Приведу еще один довод. Психика устроена не менее сложно, чем тело. И мы в случае серьезных травм не пытаемся лечить себя сами. Сломанная рука – повод для обращения к врачу. Так почему же покалеченная сексуальность или зажатая радость жизни не становится причиной для визита к специалисту?
Некоторые вещи можно решить самому, но это займет несколько лет, а то и десятилетий. Вы готовы ждать лет этак до семидесяти, например, пока самостоятельно проработаете травмы в сексуальной сфере или страхи по поводу воспитания детей? Немного обидно будет обнаружить, что раскрепощенное тело уже чисто физически не приспособлено ни для радостей секса, ни для рождения ребенка.
2. Зачем тогда друзья?
Признав свою связь с другими людьми и необходимость помощи извне, многие продолжают утверждать, что не нуждаются в профессионалах, и им достаточно разговаривать с близкими людьми, чтобы облегчить душу. И тут есть два противоречия.
Первое касается самой сути психологической работы. Она порой может быть разговором, который снимет острые переживания, но главное в ней все же другое. Просто поговорить действительно можно и с друзьями, хотя, когда речь идет о большом количестве негатива, возникает вопрос – сколько друзья должны это терпеть.
Друзья могут дать совет, поддержать и успокоить, это правда. Но не следует забывать – они всегда предвзяты – просто по определению, из-за отношения к вам. Кроме того, они воспринимают то, что вы скажете, через призму собственного опыта. И советы давать будут соответствующие.
Психотерапевт – в том числе непредвзятый человек, который может посмотреть на вас и ваши проблемы со стороны. Но главное, он является специалистом, который знает, как они решаются.
3. В поисках идеала
Как и в любой профессии, в психотерапии достаточно много дилетантов. И в отличие от, скажем, технического специалиста, некомпетентность психолога довольно сложно объективно определить.
Судите сами – психотерапевт мало того, что должен обладать определенным опытом, знаниями, дипломом, в нем должны присутствовать довольно редкие качества:
- способность непредвзято оценивать поступки людей,
- умение поставить себя на место другого, эмпатия,
- сочувствие к людям в целом, высокие этические качества.
Терапевт может получить диплом и опыт, но не иметь человеческих качеств, широты восприятия, которая позволит ему помогать, не слишком сильно вовлекаясь в чужие проблемы, но в то же время не оставаясь бесстрастным – иначе он просто не сможет вникнуть.
Поэтому – да, хорошего психотерапевта найти не просто. Их ищут по знакомым, в интернете, находят не с первого раза и иногда обжигаются, ведь многие люди, называющие себя специалистами, не способны даже на элементарное человеческое сочувствие. Но когда вы найдете – результат может быть невероятный.
4. Для слабаков
Для тех, кто боится показаться слабым или психом. :) Или думает, что обращаться к психологам стоит, только если «небо обрушилось на землю». Так вот, обращаются к ним тогда, когда есть запрос. Любой, который вас волнует. А обращение к специалисту в кризисной ситуации называется экстренной или экстремальной психологической помощью и оказывается людям в критическом душевном состоянии.
Я ответственно заявляю: психологические проблемы, а значит, поле для работы, есть у всех. У меня, у вас, у королевы Елизаветы и у самых счастливых людей. Просто потому, что мы воспитаны не идеальными, а самыми обычными людьми, которые передали нам определенные сценарии и убеждения. И мир вокруг нас тоже неидеален.
Поэтому обращение за помощью – признак не слабости, а, скорее, силы или осознанности. Признание проблемы – серьезный шаг, на который готовы немногие.
5. А потом я не смогу без него…
Зависимость от психотерапии – не миф. Такое действительно порой возникает. Многие люди нуждаются в авторитете, спасителе, и, конечно, с огромным удовольствием ставят терапевта на этот пьедестал. Тут есть два момента. Во-первых, хороший специалист готов к такому восприятию клиента и обычно грамотно его обходит – то есть не дает советов, не отвечает прямо на вопросы из серии «что мне делать, доктор?» и так или иначе подводит человека к самостоятельному решению проблем. Во-вторых, психотерапия изначально задумана, как путь к самостоятельному решению своих вопросов. Специалист дает инструменты, учит рефлексии и осознанности, помогает прожить и осознать самые сложные моменты в психике, но чем дальше, тем больше отправляет клиента в «свободное плавание». Он не делает и не может делать человека зависимым от себя. Цель психологической помощи – сделать его более самостоятельным.
***
Надеюсь, теперь у вас сложилось более четкое представление о профессиональной психологической помощи и том, в каких ситуациях она нужна. Мне будет очень интересно узнать, какие еще вопросы и сомнения у вас остались, так что комментируйте этот материал, и, возможно, я смогу впоследствии дополнить его или даже написать продолжение.
Вадим Куркин