Устойчивая сила терпения

На заре XX века западное общество столкнулось с огромной проблемой в области образования. У большинства людей за плечами было всего 8 лет школьного образования, и далеко не все учились в университете. Многие люди не умели читать. Обучение населения грамоте стало главной целью в развитых странах в начале XX века, и эти инициативы в области образования оказались весьма успешными.

«Если проводить аналогию с XXI веком, выделяя подобные массовые социальные цели, то следует учить детей терпению, сдержанности и здравомыслию», – заявила Терри E. Моффитт, член Американской психологической ассоциации, во время выступления на Первой международной психологической конвенции в Амстердаме, Нидерланды 13 марта.

В своей речи ученая из Университета Дьюка поделилась со слушателями рядом выводов, касающихся вопросов самоконтроля детей, полученных на основе длительных наблюдений, которые она совместно со своими коллегами анализировала в течение последних нескольких лет. Она обнаружила, что показатели самодисциплины в детском возрасте, в зрелом возрасте определяют буквально все: от личного дохода до темпов физиологического старения.

Моффитт отметила, что значительный интерес к самоконтролю проходит сквозь несколько различных научных дисциплин, включая психологию личности, социальную и детскую психологию, экономику, неврологию, психиатрию и науку о методах управления — главным образом потому, что формирование самоконтроля становится решающим фактором выживания подобно тому, как чтение было полвека назад.

«Историки утверждают, что человеку необходим самоконтроль, чтобы не разжиреть, потому что впервые в истории человечества, мы живем в эпоху, когда легко получить доступ к продовольствию», – заявила она. «Нам необходимо поддерживать себя в форме, потому что впервые в истории у людей сидячая работа. Нам нужна воля для того, чтобы сохранить брак, потому что сегодня так легко развестись. Нам необходима самодисциплина, чтобы не попасть в зависимость, потому что незаконные вещества, вызывающие привыкание, сегодня так доступны... И, наконец, мы должны откладывать деньги на старость, так как неизвестно, будем ли мы получать пенсию в преклонном возрасте».

Данные, послужившие основной для работы Моффитт, были получены из исследования самоконтроля, состояния здоровья и развития в городе Данидин, охватившего более 1030 человек, родившихся в 1972–1973 гг. в городе Данидин в Новой Зеландии и наблюдаемых с рождения.

Начиная с 3 лет, участники проходили клиническое обследование каждые два года до окончания пубертатного периода, а затем анализ вновь проводился в возрасте 18, 21, 26, 32 и 38 лет. Поразительно, что 95% участников продолжали обследование на протяжении всей жизни.

Моффитт и ее коллеги измеряли уровень самоконтроля каждого участника в течение первых десяти лет жизни, оценивая такие качества как импульсивность, выносливость к фрустрации, настойчивость, мотивацию и рискованное поведение.

Группа исследователей также оценивала самоконтроль в детском возрасте участников, отслеживая результаты наблюдений клинического персонала, сообщения от родителей, учителей и самих наблюдаемых (с 11 лет, когда считалось, что дети были способны на самоанализ в некоторой степени).

Для оценки здоровья в зрелом возрасте при каждом посещении клиники участники в течение всего дня проходили медицинские осмотры, включая обследование функционального состояния сердечнососудистой системы, оценку подкожной жировой клетчатки, кровяного давления, функций легких и состояния зубов. Исследователи брали анализы крови для проверки уровня холестерина, наличия воспалительных процессов и инфекций, передающихся половым путем.

«Результаты показали, что участники, обладавшие самым низким уровнем самоконтроля, будучи детьми, демонстрировали высокий уровень различных проблем со здоровьем в возрасте 38 лет», - сообщила Моффитт.

Влияние самоконтроля на темпы старения

Особенно интересным оказался темп физического старения наблюдаемых в Данидине. Начиная с 1998 года, когда участникам эксперимента было около 25 лет, исследователи неоднократно проводили анализ определенных биомаркеров для отслеживания физиологической целостности, в том числе клеточного старения, болезней десен, индекса массы тела, уровня холестерина и кардиореспираторной выносливости. Затем был разработан алгоритм, включающий в себя биомаркеры, для оценки биологических темпов старения каждого наблюдаемого.

Ученые обнаружили, что биологический возраст 38-ми летних участников, чей уровень самоконтроля согласно биомаркерам находился на самом низком уровне, равнялся примерно 39 годам, а биологический возраст тех, кто входил в группу с высоким уровнем самоконтроля был около 37 лет.

«Таким образом, разница между двумя группами составляла около полутора лет, – заявила Моффитт. – И мы предполагаем, что эта цифра будет увеличиваться по мере их старения».

Другие составляющие анализа обнаружили дополнительные глубокие связи между показателями самоконтроля в детстве и последствиями в зрелом возрасте. По сравнению с участниками с высоким уровнем самоконтроля в детстве, те, чей уровень самодисциплины был низким, скорее всего, бросили школу в старших классах, в подростковом возрасте начали курить или даже стали родителями. Повзрослев, они были более склонны к зависимости от табака, алкоголя или наркотиков, имели судимости, низкий рейтинг кредитоспособности и/или долгое время находились на социальном обеспечении. Как правило, они также получали более низкую зарплату, занимались низкоквалифицированным трудом и накопили меньше сбережений.

Кроме того дети, начавшие жизнь с высоким самоконтролем, демонстрировали более высокий уровень удовлетворенности жизнью. «И хотя самоконтроль не определил, кто из наблюдаемых будет заниматься творчеством или строить музыкальную, научную или политическую карьеру, однако указал на признанный успех в этих областях, например «публикацию романа, запись музыки и ее продажу, продажу художественных работ участника эксперимента в галерею… и то, будет ли он играть в олимпийской сборной Новой Зеландии», - отметила Моффитт.

«Группа под руководством члена Американской психологической ассоциации Джея Бельского (Калифорнийский университет, Дэвис) также проанализировала возможное влияние слабого самоконтроля на разные поколения, изучив методы воспитания детей участниками, ставшими родителями», – сообщила Моффитт. Когда ребенку наступало 3 года, исследователи приходили к участнику домой и записывали взаимодействие с малышом на пленку. Затем видео отправляли группе экспертов, которые просматривали его и отмечали уровень теплоты, чуткости и развивающей стимуляции, оказываемых малышу родителями (специалистам не была известна другая информация об участниках исследования самоконтроля). Как показывают результаты, чем меньший уровень самоконтроля взрослый участник демонстрировал в детстве, тем меньше родительских навыков он проявлял к 3-ех летнему ребенку.

Исключение других факторов

Для того чтобы полностью изолировать самоконтроль в детстве как компонент, оказывающий влияние на взрослую жизнь, команда Моффитт обратилась к другим многолетним данным — национальной репрезентативной выборке 2232 близнецов, родившихся в Соединенном Королевстве в середине 1990-х годов. Показатели развития самоконтроля данных детей были проанализированы в возрасте 5, 7, 10, 12 и 18 лет, 93% когорты участвовали в исследовании на протяжении всего срока.

Исследователи отбирали данные только разнояйцевых (неидентичных) близнецов, обладающих меньшим генетическим сходством, чем монозиготные (идентичные) близнецы. Применяя подход, аналогичный исследованию в городе Данидин, они изучили отчеты родителей, научных ассистентов, проводивших домашние визиты, и преподавателей. Был проведен статистический контроль для оценки показателей IQ. Было обнаружено, что в каждой паре, наблюдаемый, демонстрировавший низкие показатели самоконтроля в возрасте 5 лет, чаще имел проблемы в учебе, сталкивался с поведенческими и профессиональными трудностями в средней школе.

«И это несмотря на то, что он рос в том же доме, воспитывался теми же родителями, жил в том же районе, учился в той же школе и в большинстве случаев в том же классе, – заявила исследователь. – Это говорит о том, что для нашего анализа важна не только семья, в которой родился человек, но и то, сможет ли он развивать навыки самоконтроля, которые также имеют значение».

Моффитт отметила, что согласно результатам исследования, улучшение навыков самоконтроля в детстве, начиная с раннего возраста, может принести ощутимую пользу для общества, например позволит снизить затраты на борьбу с преступностью, расходы на предоставление медицинских услуг и пособий по социальному обеспечению. Исследователь привела конкретный пример – эпизод из старой детской телевизионной программы "Улица Сезам", в котором герои Элмо, Гровер и Коржик показывают детям, как экономить деньги и откладывать удовольствие.

«Роль формирования самоконтроля сегодня возросла по сравнению с прошлым, навыки самоконтроля, которыми человек овладевает в детстве, частично определяют состояние его здоровья и, возможно, финансового благополучия, – резюмировала Моффитт. – Совершенствование навыков самоконтроля у всех детей в целях повышения самодисциплины и культурной адаптации вполне вероятно станет интересной социальной целью нашего века. Все это позволит нам начать вести гражданский диалог о характере общества, которое мы хотим для наших детей в будущем».

Скотт Слик