Дети Советского Союза

Дети Советского СоюзаВ своих семинарах я часто упоминаю о сценариях и сценарных механизмах и рассказываю, как они влияют на каждого из нас, заставляя порой совершать странные поступки, делать не то, что хочется и в целом вести себя деструктивно.

У каждого из нас имеется свой собственный, индивидуальный сценарий, который формировался многими поколениями семьи и был бережно передан нам родителями. Не все сценарии негативны, точнее даже – нет полностью негативных сценариев. Вместе со страхами и запретами род передал нам ресурсы, поистине неисчерпаемые запасы энергии и любви – надо только уметь их принимать.

Но сегодня я хочу поговорить о негативных сторонах наших сценариев, которые становятся причинами психологических проблем. Причем актуальных для большинства людей, родившихся и выросших на территории бывшего Советского Союза. Собственно, основополагающее значение здесь имеет не сама территория, а условия, в которых жили наши семьи.

«Все мы родом из страшного детства» – так часто говорят. А я скажу по-другому: «Мы родом из Советского Союза» – даже те, кто и не помнит его, и родился после распада страны. Или, если угодно – мы дети XX века.

События прошлого столетия коснулись каждой семьи, сделав наши сценарные установки во многом похожими. Первая мировая война, революция, голод, гражданская война, репрессии и раскулачивание, Вторая мировая война – исторические трагедии, которые повлияли на каждого, кто жил в стране в то время, будь он крестьянин, потомственный дворянин или представитель власти. Это отчасти определяет сходство менталитетов даже самых разных людей одной национальности – их объединяет общая история.

Чем мы похожиЧем же похожи наши сценарии, и какие психологические проблемы характерны для многих из нас?

  • Страх перед будущим и готовность к худшему, нежелание работать на перспективу
  • Страх перед деньгами и благосостоянием
  • Запрет на выражение эмоций и собственного мнения, запрет на индивидуальность
  • Недоверие к интуиции и блокирование духовных переживаний
  • Недоверие к государству и одновременно – ожидание, что оно решит проблемы
  • Сочетание коллективизма и индивидуализма – в их худших проявлениях
  • Базовая грусть
  • Любовь к запасам и халяве
  • Перекос восприятия женской роли в сторону сильной женщины

Все это звучит довольно мрачно. И я попробую описать, откуда что взялось. Понимание причин обычно немного успокаивает. Кроме того, оно хотя бы отчасти снимает напряжение: когда мы осознаем, что у нашего неконструктивного или негативного поведения есть объективные причины, мы не так сильно осуждаем себя и других. Тогда работать с психологическими проблемами, да и жить в целом, становится легче.

 Страх перед будущим, неверие в перспективу

У среднего гражданина России множество страхов. Мы побаиваемся друг друга, будущего, не доверяем возможным перспективам. У нас, в общем-то, есть все основания быть настороже: опыт предыдущих поколений показывает: у нас постоянно что-то происходит и меняется, и не всегда – в лучшую сторону.

Я уже перечислил основные события прошедшего столетия, которые сформировали наше сегодняшнее мировосприятие. Каждое из них переворачивало с ног на голову едва устоявшийся быт и перечеркивало надежды, если они успевали появиться после предыдущего потрясения. Судите сами – через несколько лет после Первой русской революции 1905 года началась Первая мировая война, затем – через три года после окончания военных действий – произошла еще одна революция, повлекшая за собой конфликты внутри страны, голод и раскулачивание. И это я еще не добрался до Второй мировой. Почему я напоминаю об этом? Несколько поколений наших с вами предков снова и снова получали подтверждение нехитрой истины: ничего стабильного нет, невозможно быть уверенным даже в нескольких спокойных годах, в том, что тебя не обвинит и не осудит та или иная власть, не нападут враги, не отнимут имущество и жизнь. В этом убеждении – причина нежелания большинства из нас создавать что-то прочное, «на века», думать о будущем и ждать от него чего-то хорошего. Даже бизнес у нас принято делать «по-быстрому»: поработать несколько лет, сорвать куш и закрыться, пока что-то опять не произошло.

Страх перед богатством

Страх перед деньгами

Я уже рассказывал об этом в статье об отношении к деньгам: очень многие наши предки получили настолько негативный опыт, прочно связывающий благосостояние с несчастьем, что мы до сих пор испытываем сложности с финансами. Раскулачивание и коллективизация показали, что материальный достаток может быть смертельно опасен, а также – что создавать, стараться и накапливать бессмысленно – это могут отнять и развеять по ветру.

Кроме того, у нас долгое время принято было осуждать деньги, противопоставлять богатство – духовности, достаток – уму и так далее. И я бы не сказал, что ситуация сильно изменилась. Частная собственность долгое время была чуть ли не ругательным выражением – и ничего удивительного, что нам так сложно теперь менять отношение. Но основное воздействие все же оказали дела, а не слова.

Запрет на выражение эмоций, мнения, страх перед индивидуальностью

В России очень многие люди не делают чего-то просто потому что «не положено». Среди распространенных – запрет на выражение эмоций, запрет иметь собственное мнение, опасение выделиться среди других.

Думаю, здесь корни ситуации увидеть легко. Всеобщая уравниловка, опасность выразить собственное суждение даже в кругу друзей – и наши предки, пострадав сами или увидев на примере знакомых, к чему приводит оригинальность мышления или несогласие с «линией партии» передали нам категоричное послание «Не высовывайся!».

Неверие в возможности повлиять на государство и его решения

Мы, с одной стороны, ждем, что государство все сделает за нас, ожидаем от него решения наших проблем и искренне возмущаемся, когда оно не делает этого. А с другой, относимся к государственным структурам, как к вражеским или в лучшем случае, нейтральным. Человек не верит, что может повлиять на ситуацию в стране, ощущает отделенность от государства. Справедливости ради, такое положение складывалось веками, и Советский Союз тут мало что изменил. А вот инфантилизм и ожидание чужих решений – как раз советское наследие. Позиции «лишь бы меня не трогали» и «решите уже мои проблемы» могут удивительным образом уживаться в одном и том же человеке.

Базовая грусть

Запрет на выражение эмоций и базовая грусть

Я неоднократно упоминал о базовой эмоции людей в России – грусти. На самом деле это совершенно естественное следствие исторических событий. В жизни наших бабушек и дедушек было очень много горя, потерь и лишений. А проживать их было некогда – вопрос стоял о выживании, да и не до того: надо строить коммунизм. Не прожитое горе передается следующим поколениям просто через подражание – дети видят, что взрослым свойственно грустить больше, чем радоваться, и поступают так же. 

Сочетание коллективизма и индивидуализма

С одной стороны, людям прививали идеи коллективизма, и конечно, отчасти преуспели в этом. С другой – реально существовала большая разобщенность из-за внутренних конфликтов, а также постоянного поиска классовых врагов. Недоверие и подозрительность были обычными спутниками людей.

В итоге многие из нас не умеют действовать самостоятельно и одновременно недоверчиво относятся к окружающим, противопоставляют себя им, ожидают подвоха.

Недоверие к интуиции

ИнтуицияСлышали, может быть, насмешливое «когда кажется, креститься надо», которое глушит на корню всякое желание прислушаться к себе?

Основной философской идеей в Советском Союзе был материализм. И дело даже не в том, верили люди в бога или нет, посещали ли церковь и тому подобное. А в том, что отвергалась важная составляющая нашей жизни – духовная. Интуиция, законы энергетики игнорировались и даже высмеивались. И конечно, это оставило свой след. Даже сейчас часто бывает, что человек просто запрещает себе слушать внутренний голос или забивает скепсисом озарения и интуитивные ощущения.

Стремление делать запасы

Неуверенность в завтрашнем дне породила еще одно неистребимое свойство советского и «постсоветского» человека – любовь к запасам. В наши времена изобилия, когда вы 24 часа в сутки можете купить любые продукты, по крайней мере, в городах, люди продолжают забивать кладовки гречкой, спичками и сахаром. Многие вполне обеспеченные люди, живущие в Москве и Петербурге, чувствуют себя попросту незащищенными, если холодильник не ломится от еды. Голод, карточные системы, дефицит – у среднего человека психологически нет никаких оснований доверять миру, который столько раз доказывал его предкам: нет запасов – будешь голодать.

Это же ощущение недостаточности и бедности заставляет многих из нас стремиться к халяве: пытаться выгадать несколько рублей при покупке молока в магазине и покупать ненужные товары по скидкам.

Искажение женской роли

Одно из самых важных последствий войн, репрессий и других печальных событий – перекос восприятия женщинами своей роли в обществе и жизни в целом. Когда муж ушел на фронт, отца посадили, а дядю расстреляли, женщине ничего не остается, кроме как работать за себя, за мужа и «за того парня». Причем как физически, так и психологически. Неудивительно, что у нас до сих пор много сильных женщин, не умеющих любить – их мамы и бабушки не только были сильными сами, но и показали пример своим дочерям и внучкам.

Это становится причиной огромного количества внутрисемейных конфликтов, когда муж и жена борются за лидерство, не понимая, что причина – семейные сценарии.

***

Свобода от сценарияЯ описал только часть «наследства», переданного нам предками. Наверняка вы сможете добавить еще какие-то особенности и вспомнить личные истории, которые рассказали вам родители, бабушки и дедушки.

Мне не хотелось бы настраивать вас на пессимистичный лад перечислением мрачных деталей истории. Напротив, я уверен: трезвый взгляд на свои негативные установки в конечном счете сделает работу с психологическими проблемами проще. И счастье, к которому вы стремитесь, станет ближе.

Возможно, задумавшись над множеством факторов, которые привели нас к тому, что мы есть сейчас, вы станете чуточку терпимее и добрее к себе и другим, ведь все мы родом из прошлого – прошлого нашей семьи и нашей страны.

Вадим Куркин