Как культура меняет наш мозг

Культуру называют «смесью ценностей, смыслов, условностей и достижений, составляющих ежедневные социальные реалии» (Kitayama & Park, 2010). Являясь системой значений и коллективных убеждений, культура создает основу для наших поведенческих и эмоциональных норм. В многочисленных работах по культурной психологии исследовано влияние культуры на все аспекты нашего поведения, сознания и эмоций, описаны и отличия, и сходства среди всех групп населения. В последнее время получены результаты исследований в области культурной нейронауки, описывающие возможные способы влияния на наш мозг культурных сценариев, изученных в детстве, и культурного опыта, получаемого на протяжении взрослой жизни.

Что такое культурная нейронаука?

Как междисциплинарная наука, культурная нейронаука исследует связь культуры и мозга, в частности, как культура «и создает, и сама создается разумом и лежащими в его основе проводящими путями мозга» (Kitayama & Park, 2010). Как именно культура может изменить наш мозг, какое влияние оказывает культура на самосознание личности? В соответствии с результатами исследований культурной нейронауки, механизм должен работать с гибкостью, пластичностью мозга: способностью адаптироваться к длительному воздействию на поведенческие сценарии (то есть культурные задачи). Возможности нашего мозга претерпевать структурные изменения из-за повторяющихся ежедневных задач хорошо засвидетельствованы (например, увеличенный гиппокамп – область мозга, тесно связанная с пространственной памятью, - у лондонских водителей такси; повышенная плотность моторной коры у жонглеров). Аналогично для более быстрой обработки различных культурных функций, культура «встраивается в мозг» с помощью накопленного культурного опыта. Множество исследований фМРТ показали, как культурные предпосылки могут влиять на нейронную активность при выполнении различных когнитивных функций. Например, были выявлены межкультурные различия в активности мозга среди участников с Запада и Восточной Азии при выполнении задач на визуальное восприятие, внимание, арифметические вычисления и самоанализ (Han & Humphreys, 2016), что продемонстрировало влияние культуры на национальное и этническое самосознание человека и народа вообще.

Культура и самосознание

Один из самых широко исследованных аспектов при попытках интерпретации межкультурных различий в поведении, сознании и эмоциях – это самосознание. Понятие самосознания включает в себя то, как мы воспринимаем и понимаем самих себя. Западная культура предполагает независимое самосознание, личность рассматривается как отдельная, автономная сущность с акцентом на независимость и уникальность. С другой стороны, культура Восточной Азии воспитывает взаимозависимое самосознание, при этом личность более относительна и связана с другими. Недавние исследования культурной нейронауки дают представления о взаимодействии между самосознанием, культурой и мозгом и показывают, сколь велико влияние культуры на человека и его сознание. В частности, предполагается, что самосознание служит связующим звеном различий в деятельности мозга разных культур, так как активирует множество нейронных процессов, участвующих в эмоциях и познании. Другими словами, так как личность формируется в контексте наших культурных сценариев и опыта, продолжительное воздействие на культурные задачи, отражающее ценности независимого или взаимозависимого самосознания, создает в мозге связи «по культурному шаблону». Этот нейронный план, по мнению исследователей, и является основанием для культурного становления личности.

Один из способов изучения влияния культурных ценностей на нейрокогнитивные процессы – подготовить участников к независимой или взаимозависимой модели самосознания, а затем исследовать, как мозг реагирует на различные ситуации. Подготовка может быть выполнена следующим образом: попросить участников прочитать тексты, содержащие разные местоимения («мы» или «нас» для взаимозависимого самосознания и «я» или «мне» для независимого самосознания), и подумать о том, чем схожи или различны они с другими. Результаты демонстрируют различные отличия в нейронной активности после подготовки для независимой и взаимозависимой модели. Например, подготовка скорректировала реакцию на боль других людей, а так же на то, в какой степени мы находим отклик у других. В другом исследовании, когда участники были подготовлены для независимой модели, во время азартной игры демонстрировали больше возбуждения при выигрыше денег для себя самих. Однако при подготовке к взаимозависимому самосознанию, участники проявляли схожую степень активности со случаем выигрыша денег для друга.

Культура оказывает влияние и на то, как личность представлена в нашем мозге. Участников с Запада и Китая попросили подумать о них самих, матери или общественном деятеле. Данные фМРТ показали, что одни и те же участки мозга (медиальная префронтальная кора) активируются, когда участники обеих групп думают о себе. Однако в отличие от Западных, у участников из Китая этот участок мозга активируется и при мыслях о матери. По этим результатам сделано предположение, что китайские участники (с взаимозависимым самосознанием) используют одну и ту же область мозга для представления и себя, и своих матерей, при этом Западные участники используют медиальную префронтальную кору исключительно для самопредставления.

Недавние исследования культурной нейронауки проливают свет на то, как культура формирует нашу функциональную анатомию, оказывает влияние на мозг, воздействует на нейронную активность и даже влияет на то, как мы представляем себя и других в нашем мозге. Из-за ежедневных занятий или генетики, когда нейроны неоднократно активируются по заданному шаблону продолжительное время (в особенности это влекут за собой культурные обычаи), могут укрепляться и создаваться проводящие пути мозга – всё для более безупречного решения культурных задач и «облегчения культурной и биологической адаптации» (Kitayama & Park, 2010). Таким образом, исследователи предполагают, что наша приверженность определенным культурным ценностям может оставить больший отпечаток на нашем мозге, чем на нашем поведении.

Марианна Погосян, доктор философии, межкультурный консультант, специализирующийся в области психологии межкультурных переходов